music-parts.ru
Ошибки при сборке педалборда: практические советы

Педалборд — это конструкция, предназначенная для размещения, питания и соединения различных эффектов для гитары. Грамотно собранный педалборд упрощает работу музыканта на сцене и в студии, делая его звук стабильным и управляемым. Однако при создании педалборда начинающие музыканты нередко допускают ошибки, из-за которых сигнал может теряться, возникать фон, а переключение эффектов становится неудобным. Рассмотрим самые распространённые ошибки при сборке педалборда, как их избежать и правильно настроить все элементы для лучшего звучания.

4.png

Основные элементы педалборда

Площадка — основа педалборда, к которой крепятся педали. Может быть металлической, деревянной или пластиковой.

6.png

Педали эффектов — устройства, изменяющие и обогащающие звук, такие как дисторшн, дилей, реверберация и другие.

8.jpg

Патч-кабели — короткие соединительные кабели длиной 10-30 см для передачи сигнала между педалями.

9.jpg

Блок(и) питания или отдельные аккумуляторы — для питания всех педалей.

10.jpg

Основные ошибки при сборке педалборда

Создание педалборда — это творческое и техническое занятие, где важны как порядок педалей, так и правильное подключение и питание. Ошибки при его сборке могут привести к нежелательным шумам, потерям сигнала и неудобствам в использовании. Рассмотрим самые распространённые ошибки, которых стоит избегать, и проиллюстрируем их на конкретных примерах.

1. Ошибки в порядке подключения педалей

Последовательность педалей оказывает большое влияние на звук. Размещение эффектов в случайном порядке часто приводит к перегруженному или искажённому звуку, что делает композицию неуправляемой и неконтролируемой.

Например, если вы поместите дилей перед дисторшном, это приведет к многократному усилению эха. В итоге каждый повтор становится более громким и грязным. Обычная последовательность предполагает, что дилей и реверберация должны находиться ближе к концу цепи.

Порядок подключения педалей — это как раз тот случай, о котором стоит говорить, что «сколько людей — столько и мнений», то есть нет строгих правил, всё зависит от вашего вкуса, слуха и личных предпочтений. Но можно отметить общие рекомендации, которым вы, впрочем, можете и не следовать:

  • Тюнер — размещают первым, чтобы калибровать гитару по чистому сигналу.

  • Динамические эффекты (компрессор, эквалайзер) — тоже идут в начало цепи, так как они усиливают и выравнивают сигнал.

  • Овердрайвы и дисторшн — занимают центральные позиции для формирования основного звука.
  • Модуляционные эффекты (фленджеры, хорус) и временные (дилей, реверберация) — располагают ближе к концу цепи.

3.jpg

Если не соблюдать эту последовательность, звук может быть заглушённым, невыразительным или перегруженным.

2. Использование некачественных патч-кабелей

Слишком дешевые и некачественные кабели могут плохо экранировать сигнал, что ведёт к нежелательным шумам и фону. Они быстро изнашиваются, часто рвутся и имеют слабые соединители.

Используйте проверенные патч-кабели с качественным экранированием и надежными разъемами. Это важно для гитарного сигнала, так как он чувствителен к помехам.

7.png

3. Неправильное питание педалей

Эта ошибка связана с недостаточным питанием или неверным напряжением для педалей. Некоторые эффекты требуют 9 В, другие 12 В или 18 В, и несоответствие напряжения может вывести педаль из строя или испортить звук.

Например, если подключить 12 В педаль к 9-вольтовому блоку питания, это вызовет нестабильную работу: эффект будет прерываться или полностью отключится. Изучите спецификации педалей и используйте специализированные блоки питания с регулируемым напряжением и током для стабильной работы всех устройств. Это поможет избежать коротких замыканий и нестабильности сигнала. Современные блоки питания обычно позволяют регулировать напряжение на каждом выходе.

Подключайте цифровые и аналоговые педали к разным выходам или используйте блоки питания с изолированными каналами, чтобы избежать шумов. Чтобы рассчитать мощность блока питания для педалборда, нужно сначала разделить ваши педали по следующим характеристикам:

1. Вольтаж и тип тока (постоянный или переменный);

2. Полярность и тип разъема;

3. Тип педали (аналоговая или цифровая).

14.jpg

Получив группы педалей по этим параметрам, определите ток, потребляемый каждой педалью, ориентируясь на информацию производителя в соответствии с этой информацией подберите блок питания.

Разделение блоков питания для аналоговых и цифровых педалей помогает избежать лишнего шума на последних. Если шум не критичен, можно использовать один блок на 9V с током от 350 мА для всей цепи.

4. Отсутствие заземления

Проблема отсутствия заземления может вызвать шумы, гул или электрические помехи, особенно при использовании эффектов с высоким коэффициентом усиления.

Поэтому выбирайте блоки питания с заземлением, а если не получается полностью избавиться от шума, рассмотрите добавление педали шумоподавления.

5. Использование только true bypass педалей

True bypass позволяет звуку проходить через педаль без какого-либо воздействия, когда эффект отключен. Однако с большим количеством педалей true bypass сигнал ослабевает и теряет высокие частоты, особенно при длинных кабелях. Подробнее об этом можете прочитать в нашей статье.

Если вы будете использовать порядка десяти педалей с true bypass, это приведет к ослаблению звука и снижению высоких частот. Добавление педали с буфером устраняет проблему, сохраняя четкость звучания. Часто в качестве буфера используется тюнер в начале цепи. Альтернативный вариант — смешивать true bypass и педали с буфером, что стабилизирует сигнал.

2.jpg

6. Плохо зафиксированные педали

Если педали плохо закреплены на площадке, они могут сдвинуться при нажатии, разрывая соединения и вызывая прерывания сигнала.

Используйте прочные крепления, подходящие к материалу педалборда. На рынке представлено множество креплений — от надёжных липучек до пластиковых и металлических зажимов. Проверьте фиксацию перед каждым выступлением и обновляйте крепления при износе.

7. Слишком длинная цепь эффектов

Каждая педаль и кабель создают небольшое сопротивление, что, в конечном итоге, ослабляет сигнал. Длинная цепь эффектов может ухудшить звучание и снизить громкость.

По возможности уменьшите количество эффектов или организуйте их с возможностью переключать сигнал в целой цепи (или обходить сразу целый блок эффектов).

15.jpg

8. Игнорирование импеданса

Импеданс (сопротивление) каждой педали должен соответствовать характеристикам гитары и других педалей в цепи. Несоответствие импеданса может привести к потере частот и ухудшению звучания.

Например, расположение педали дисторшн с низким импедансом перед компрессором с высоким входным сопротивлением снижает громкость и «глушит» высокие частоты.

Внимательно изучите спецификации каждой педали и следите за соответствием импеданса. Рассмотрите возможность размещения буфера, чтобы улучшить согласование импеданса в цепи.

9. Чрезмерное количество эффектов

Некоторые гитаристы устанавливают слишком много педалей, даже если многие из них редко используются. Это делает педалборд громоздким, сложным для использования и транспортировки.

Оставьте на педалборде только наиболее часто используемые педали. Если есть несколько похожих эффектов, определитесь с наиболее удобным и оставьте его.

3.png

Сборка педалборда — это не только технический процесс, но и искусство настройки звука. Даже небольшие ошибки, как неподходящее питание или некачественные кабели, могут испортить звучание и доставить массу неудобств. Продуманный и грамотно собранный педалборд станет надёжным помощником на концертах и в студии, а соблюдение правил сборки поможет избежать проблем и получить нужный звук с минимумом усилий.